Томас Мальтус предупреждал о необходимости контроля роста населения, иначе человечество ожидают войны, голод и болезни. В XIX веке индустриализация и экономический рост привели к демографическому взрыву и обострению социальных проблем. Чарльз Дарвин своей теорией естественного отбора показал, что ресурсы ограничены, и выживают только сильнейшие. Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Дарвина, предложил решение: человечество должно взять эволюцию в свои руки. Он призвал к селективному размножению "одаренных" людей и ограничению размножения менее приспособленных. Так родилась евгеника. В XX веке евгеника привела к принудительной стерилизации в США и геноциду в нацистской Германии. После Второй мировой войны слово "евгеника" стало практически ругательным. Именно в это время, в 1945 году, была создана UNESCO — организация, призванная бороться с нетерпимостью и способствовать миру во всем мире. И кто же стал ее первым директором? Евгеник — Джулиан Хаксли. Джулиан Хаксли: от биологии к евгенике: Хаксли родился в семье интеллектуалов, его дед был известным зоологом и сторонником Дарвина. Джулиан изучал зоологию в Оксфорде, интересовался философией и вопросами эволюции. Под влиянием своего окружения он увлекся евгеникой. Однако, в отличие от нацистов, Хаксли выступал против расизма и считал, что индивидуальные различия внутри рас важнее, чем различия между расами. Хаксли видел евгенику как способ социального прогресса через создание гармоничного общества, где каждый индивидуум может реализовать свой потенциал.
Евгеническое видение UNESCO: Взгляды Хаксли на евгенику формировались под влиянием философа Анри Бергсона, который рассматривал эволюцию как процесс усложнения и интеграции организмов. Хаксли считал, что этот принцип применим и к культуре: человечество прогрессирует, достигая большей гармонии между своими частями. Фрэнсис Гальтон, портрет работы Чарльза Веллингтона Ферса, 1903 г. ВXVIII веке европейские учёные начали представлять себе более просвещённый мир, живущий в гармонии с природой. Некоторые надеялись, что старый аристократический режим вскоре будет заменён прогрессивным обществом, в котором моральные и социальные ценности будут соответствовать естественным и механическим наукам. Однако сближение с природой не всегда было простым или позитивным процессом. В просвещённом мире численность населения не могла бы расти бесконечно. Ресурсы быстро истощились бы из-за растущего спроса, что замедлило бы прогресс и отбросило бы человечество назад. Вот почему в конце XIX века британский экономист Томас Мальтус предположил, что рост численности населения необходимо сдерживать. Подобно другим видам, которые находятся в равновесии со своей средой обитания, мы также должны найти баланс между предложением доступных ресурсов и их спросом. Но если мы не сможем контролировать численность населения, считал Мальтус, то это сделают за нас война, голод или болезни. Чтобы человечество развивалось, нам нужны жёсткие ограничения. Идеи Мальтуса появились в то время, когда в Британии происходила социальная перестройка. За быстрой индустриализацией и ростом экономики последовал демографический бум, из-за которого растущие города становились перенаселёнными и грязными, что приводило к ухудшению условий жизни. Росла бедность, а вместе с ней и социальные волнения, которые проявлялись в беспорядках, забастовках и протестах по всей Британии. В 1843 году Томас Карлайл назвал Англию «умирающей от недоедания» — это слово наводило на мысль, что страна, несмотря на материальное изобилие, голодает до смерти от недостатка пищи. Казалось, что общество распадается на части, а долгожданный просвещённый мир становится далёкой мечтой. Решение пришло от натуралиста, вдохновлённого идеями Мальтуса. Теория естественного отбора Чарльза Дарвина отражала ту же идею: живые организмы не могут размножаться бесконечно, в то время как ресурсы ограничены. Недостаток ресурсов усиливает борьбу за выживание, в результате чего выживают только «наиболее приспособленные». Но в процессе осознания себя как выживших мы утратили свой особый статус божественных творений. В 1867 году поэт Мэтью Арнольд ощутил эту утрату, когда описал духовную пустоту, созданную эволюцией, в терминах отступающего океана, который слышен лишь как «меланхоличный, долгий, удаляющийся рёв». Для Арнольда тот факт, что люди были частью бесцельного природного процесса, был источником страданий. Для других, вдохновлённых Дарвином и Мальтусом, проблема была прямо противоположной: человеческие общества стали не похожими на процессы в мире природы. Медицина, социальные реформы, доброжелательные люди и организации ослабили борьбу за выживание. Менее приспособленным больше не нужно было бороться за выживание, а значит, эволюция замедлилась. Хуже того: общество и природа, казалось, рушились под тяжестью растущего числа «неприспособленных». Для двоюродного брата Дарвина Фрэнсиса Гальтона этот сценарий был апокалиптическим. Гальтон предложил следующее решение: человеческое общество должно взять эволюцию в свои руки. В книге «Наследственный гений» (1869) он писал, что социальный упадок можно научно изменить, применив законы естественного отбора Дарвина. Он утверждал, что бедность и другие социальные проблемы можно устранить путём селекции более «одарённых» людей и замедления размножения менее приспособленных. В 1883 году Гальтон назвал свою мечту о новых возможностях человека «евгеникой». Во время Первой мировой войны, находясь в Италии, Хаксли размышлял о дисгармонии в человеческом обществе и увидел в Лиге Наций альтернативу воинствующим национализмам. Позже, в своей книге "Религия без откровения", он утверждал, что наука может объединить человечество, предложив общую цель, основанную на нашем эволюционном прошлом. Этот "научный гуманизм" стал основой его евгенических идей в UNESCO. В 1946 году Хаксли возглавил UNESCO и сформулировал три основные цели организации: продолжение эволюционного процесса гармонизации, уравнивание среды для выявления генетически менее одаренных индивидов и просвещение населения о неравенстве и необходимости уравнивания условий. Хаксли предложил UNESCO заняться пропагандой научных знаний об опасностях перенаселения и содействовать созданию центров планирования семьи, которые предоставляли бы генетические консультации. Он также видел задачу UNESCO в повышении среднего уровня интеллекта человечества путем стимулирования размножения более интеллектуальных людей и ограничения размножения менее интеллектуальных.
Противоречия и критика: Евгенические идеи Хаксли вызвали резкую критику. Его памфлет, опубликованный до официального обсуждения, был отклонен Подготовительной комиссией UNESCO и объявлен личным мнением директора. В послевоенном мире мало кто был готов принять "научный мировой гуманизм" Хаксли. Кроме того, Хаксли критиковали за "атеистические взгляды" и поддержку контроля рождаемости, что противоречило религиозным убеждениям многих стран-членов UNESCO. В результате Хаксли был вынужден смягчить свои публичные высказывания о евгенике. США также не одобряли Хаксли из-за его контактов с СССР и акцента на "сотрудничестве". В итоге его назначили директором UNESCO только на два года вместо шести. Наследие Хаксли: Несмотря на критику и короткое пребывание на посту директора, Хаксли не отказался от своих евгенических идей. Он верил, что в будущем люди осознают преимущества евгеники. По его мнению, UNESCO должна была стать "мозгом" гармоничного мирового порядка, борющегося с предрассудками, национализмом и перенаселением. Идеи Хаксли нельзя назвать полностью устаревшими. UNESCO до сих пор занимается проблемами бедности и образования, стремясь к уравниванию среды. А многие современные технологии, такие как пренатальная диагностика и экстракорпоральное оплодотворение, позволяют людям делать выбор, который Хаксли, вероятно, бы одобрил. Сегодня евгеника, как правило, реализуется через индивидуальный выбор, а не через государственное регулирование. И многие из нас, сами того не подозревая, делают выбор, созвучный идеям первого директора UNESCO. | |
| |
Просмотров: 26 | | |
Всего комментариев: 0 | |