Лаборатории невозможного: как испаноязычная литература расширяет границы реальности

 

 

Спустя десятилетия, будучи студентом-физиком, я тоже постигал азы науки по "Фейнмановским лекциям по физике". Мы проводили эксперименты, измеряли скорость звука в жидком гелии при температуре, близкой к абсолютному нулю, наблюдали за резонансом протонов. Мы учились быть не просто читателями, но и авторами экспериментов.

Однако, параллельно с физикой я изучал испанскую литературу. Мир классических произведений XVI-XVII веков, пикарески, рыцарских романов и темных комедий, казался диаметрально противоположным миру физики. Несмотря на близость литературных персонажей, они все же оставались вымыслом, в отличие от частиц, которые я наблюдал в лаборатории.

После окончания университета мои два мира – физика и литература – казались несовместимыми. Но позже я понял, что ошибался. И физики, и писатели исследуют реальный и воображаемый миры, стремясь понять суть бытия. И те, и другие экспериментируют, подвергая проверке человеческое знание.

Особенно ярко эта связь проявляется в испаноязычной литературе. Некоторые из величайших литературных экспериментов были проведены бывшими физиками или основаны на физических принципах.

Научный эксперимент и литературный:

В науке не существует единого метода эксперимента. Каждый эксперимент уникален, как и каждый роман. В 1980-х годах Джеральд Принс попытался определить «экспериментальную литературу», выделив три ее основных черты: акцент на форме и структуре, а не на сюжете; внутренняя направленность текста; систематическое искажение языка.

Научный эксперимент

Однако писатели экспериментируют не только с формой. Они обращаются к закономерностям мира, растягивают пространство и время, исследуют природу реальности. Как сказал Фейнман, для научных экспериментов тоже необходимо воображение.

 

Физика в литературе:

В своей дипломной работе я исследовал творчество двух латиноамериканских писателей, изучавших физику: Никанора Парры и Эрнесто Сабато. Мой научный руководитель посоветовал мне также обратить внимание на рассказы Хорхе Луиса Борхеса, особенно те, что связаны с наукой.

Парра, чилийский физик и поэт, создал "антипоэмы" — ироничные, наполненные сленгом и фантазиями произведения, своего рода античастицы в мире поэзии.

Сабато, аргентинский физик и писатель, в своем романе "Туннель" исследовал темы времени, реальности, любви и одержимости через призму экзистенциализма.

Борхес, хотя и не был физиком, в своих рассказах мастерски играл с парадоксами времени, пространства и реальности, предвосхищая даже некоторые научные концепции, такие как многомировая интерпретация квантовой механики.

Вдохновленный Борхесом, я открыл для себя Хулио Кортасара и его роман "Игра в классики". Кортасар, не зная теории относительности, интуитивно чувствовал эластичность пространства и времени в литературе. Он даже использовал принцип неопределенности Гейзенберга в своем творчестве.

Новая физика в литературе:

Настоящим наследником Парры, Борхеса и Кортасара стал испанский физик и писатель Агустин Фернандес Мальо. В середине 1980-х, будучи студентом-физиком, он прочитал "Творца" Борхеса и понял, что литература может быть научным дополнением к физике, ее "антинаукой".

Мальо начал писать стихи рядом с уравнениями в своих тетрадях. После окончания университета он работал медицинским физиком, но продолжал писать, выпустив несколько поэтических сборников.

В 2003 году Мальо сформулировал свою теорию "постпоэзии", основанной на принципах сложных систем. Литература, по его мнению, может быть такой же реальной и неопределенной, как погода.

Научный эксперимент

В 2004 году Мальо начал свой первый роман "Сон Носильи", вдохновленный, казалось бы, несвязанными между собой событиями: статьей о дереве в Неваде, цитатой Йейтса на пакетике с сахаром и песней о шоколадной пасте "Носилья". В романе переплетаются истории о любви, физике, заводах по переработке лосося, микрогосударствах и других, казалось бы, не связанных между собой вещах. Мальо стремился создать карту всего мира, как в рассказе Борхеса.

"Сон Носильи" перерос в трилогию, за которой последовали другие романы. Мальо окончательно оставил физику, чтобы сосредоточиться на литературных экспериментах. В своем творчестве он исследует пространство между случайным и сюрреалистичным, отражая реальность интернета, где мы все постоянно сталкиваемся с фикциями.

Другие авторы:

Мальо — не единственный, кто обращается к физике в литературе. Лина Меруан написала роман "Нервная система" о черных дырах и семейной памяти. Хорхе Вольпи — бестселлер "В поисках Клингзора" о физике и природе истины. Бенхамин Лабатут создал несколько романов о реальных физиках. Однако никто из них не играет с реальностью так виртуозно, как Мальо.

Мальо считает, что "термин "научная фантастика" — лишний, потому что вся наука — фантастика". Его романы — это эксперименты, подтверждающие его теорию о сложности фикции, карта нашего мира рядом со всеми другими, возможными и невозможными. Он смешивает фикцию и науку, нереальное с реальным, возможное с невозможным, чтобы понять, что значит быть человеком.

Цель физики и фикции:

Цель физики — понять Вселенную во всех масштабах, познать огромный, но конечный потенциал всего, что мы и наши приборы можем наблюдать. Метод физики — искажать материально возможное до предела.

Познать мир — значит перечислить его возможности. Таким образом, физика очерчивает границы невозможного, бесконечного потенциала вселенных, не наших.

Фикция — это наша лаборатория для невозможностей, выходящих за пределы нашей Вселенной, бесконечность, которая делает ограниченную реальность более рельефной. Такие невозможности тоже принадлежат миру, потому что они внутри нас, потому что они движут нами, потому что они придают нам смелости или заставляют нас дрожать. Мы никогда не испытываем их напрямую, не реально, не физически, но тем не менее они расширяют человечество. Мы можем быть ограничены возможным, но мы — граждане нереального.

Физика задает простые вопросы: она спрашивает о возможном. Фикция задает нам самые сложные вопросы, о невозможном. Чтобы познать мир, нам нужно и то, и другое.

Эксперимент, как в физике, так и в литературе, — это вопросы. Однако это не ответы. Ни один эксперимент не может раз и навсегда определить знание. Неопределенность всегда остается. Другими словами, не может быть конца нашим экспериментам, конца нашему воображению, ни в литературе, ни в физике.

Категория: Литература и Искусство | Добавил: vavadja (19.01.2025)
Просмотров: 38 | Теги: книги, физика, писатель, литература, фантастика | Рейтинг: 0.0/0
Похожие статьи
Всего комментариев: 0
avatar